Знать и уметь

 

Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса


РУССКИЙ ЯЗЫК

Учащиеся должны знать:

названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.

Учащиеся должны уметь:

видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

опознавать изученные части речи по их признакам;

пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

производить звуко-буквенный анализ слов;

разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2–3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20–25 предложений);

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.

различать сложное предложение из 2–3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);

 МАТЕМАТИКА 

Учащиеся должны знать:

единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;

иметь представление о позиционности десятичной системы счисления;

как образуется каждая следующая счетная единица;

название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

название, количество разрядов, содержащихся в каждом классе;

названия и последовательность первых трех классов;

названия и последовательность разрядов в записи числа;

сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

сколько разрядов содержится в каждом классе;

соотношение между разрядами;

функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).

 Учащиеся должны уметь:

выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;

выполнять умножение и деление с 1000;

вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;

решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;

решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

уметь прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда одна из компонент действия остается постоянной и когда обе компоненты являются переменными;

уметь находить значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;

решать уравнения вида a ± x = b; x – a = b ; a • x = b; a : x = b; x : a = b на основе связи компонент и действий сложения, вычитания, умножения, деления;

уметь сравнивать выражения в одно действие, понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент;

вычислять объем параллелепипеда (куба);

вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;

выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;

строить окружность по заданному радиусу;

выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;

распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;

находить среднее арифметическое двух чисел.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Обучающийся должен знать/понимать:
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);
- государственную символику России; государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные
 правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);
- историю развития авто и мототранспорта и проблемы безопасности движения;
- историю возникновения и развития дорожных знаков;
- дорожную разметку и её предназначение;
- общие требования  по ПДД к водителям и велосипедистам;
- правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;
Учащиеся должны уметь:
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений
  и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные
 (изученные) события из истории Отечества;
- пользоваться  велосипедом как транспортным средством на дорогах;
- различать предупредительные сигналы  транспортных средств;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Учащиеся должны знать/понимать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· самостоятельного чтения книг;

· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

· самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

· работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

·  самостоятельного чтения книг;

· работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

· самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

В результате изучения русского языка ученик 3 класса должен:

знать/понимать:

 части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
 части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
 члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

уметь:

 грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку
текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные
гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые
ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ знаки,
непроизносимые согласные, суффиксы -ик-, -ек-, ь после шипящих на конце
имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное
написание предлогов со словами, сложные слова) и знаки препинания в
конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
 производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;
 подбирать однокоренные слова разных частей речи;
 распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж
имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число
глаголов);
 изменять имена существительные по числам;
 склонять в единственном числе имена существительные с ударными
окончаниями;
 изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и
числом существительного;
 изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по
родам;
 распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы (знание терминов
необязательно);
 устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять
словосочетания;
 распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
 производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по
цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные
члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
 интонационно правильно произносить предложения;
 писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
 определять тему и основную мысль текста;
 делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
 устанавливать связь между частями текста;
 устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
 озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
 распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
 писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
 составлять устный ответ-рассуждение.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и
сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
 работы со словарём (алфавит);
 соблюдения орфоэпических норм;
 создания в устной и письменной форме несложных текстов по
интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
(приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
«5» – за безошибочно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
ДИКТАНТ
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
 нарушение правил орфографии при написании слов;
 пропуск и искажение букв в словах;
 замену слов;
 отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
 неправильное написание словарных слов.
 
За ошибку в диктанте не считаются:
 ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не
изучались;
 единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово
следующего предложения записано с заглавной буквы;
 единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
 два исправления;
 две пунктуационные ошибки;
 повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
 повторение одной и той же буквы в слове;
 недописанное слово;
 перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая
опущена;
 дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
 Литературное чтение
        1.  Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения
Ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи.
Совершенствование звуковой культуры речи; развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Обучение правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
        2. Требования к уровню сформированного навыка чтения
Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не ниже 85 слов в минуту.
3-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
  • понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
  • читает целыми словами (2полугодие);
  • читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
  • самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
  • понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
  • твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
  • читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
  • читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
  • допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
  • правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
  • знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
  • читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
  • переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
  • последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
  • читает монотонно, по слогам (1полугодие);
  • читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
  • допускает более 6 ошибок;
  • искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
  • при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
 Математика
К концу III класса :
                Обучающиеся должны знать:
  • названия и последовательность чисел до 1000;
  • названия компонентов и результатов умножения и деления;
  • таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • правила порядка выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них).
                Обучающиеся должны уметь:
  • читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
  • выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
  • выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
  • выполнять проверку вычислений;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 действия   (со скобками и без них);
  • решать задачи в 1—3 действия;
  • находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
  • Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике

             Отметка «5» ставится, если:
  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробе лов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непо нимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  2. допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, ри сунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недоче тов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
      допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
      обязательными умениями по данной теме в полной мере
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Окружающий мир

                К концу 3 класса учащиеся должны знать:
  • человек -  часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы Для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные
  • дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
  •        Учащиеся должны уметь:
    • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
    • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
    • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
    • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
    • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
    • владеть элементарными приемами чтения карты;
    • приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
    • Оценка тестов.
           
                  Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.  Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
                Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
      Как один из вариантов оценивания:
    • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
    • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
    • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
    • 0-60%  "2" 
    • 60-77% "3"
    • 78-90% "4"
    • 91-100% "5"
     












 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий